А. В. Умников директор туриапской компании «Променад»

Программа развития въездного туризма в Екатеринбурге:

потенциальные объекты инфраструктуры комплекса «Европа — Азия»

Уважаемые участники конференции!

Без малого два года назад мне довелось участвовать в разработке Концепции развития въездного туризма в Екатеринбурге. Группа экспертов проанализировала специфику нашего города — историческую,

культурную, географическую, климатическую, природно-ландшафтную, экологическую, экономичес­кую и политико-административную. Именно тогда мы пришли к выводу, что приоритетными направле­ниями эволюции туризма в городе являются такие его виды, как:

• деловой;

конгрессно-выставочный;

• транзитный;

• научный (включая познавательный и образовательный);

• спортивный.

Тогда же аналитики резюмировали, что среди наиболее важных элементов аттракти внести Екатеринбурга, т.е. его привлекательности, выделяются два знаковых фактора:

• Екатеринбург — город, где в июле 1918 г. были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, ныне причисленные клику святых Русской православной церкви;

• Екатеринбург — город, расположенный на границе Европы и Азии. Уже этим он представляет значительный интерес для туристов (экскурсия к обелиску Европа — Азия является одной из популяр­нейших среди гостей города).

 

Замечу, что первый из этих факторов обусловлен историческим прошлым и в известной степени способствует не вполне позитивному восприятию облика города неподготовленным сознанием. В самом деле, место беззаконной казни по определению должно быть угрюмым, отдаленным, пугающим и какбы наводящим на мысль: если они в обозримом прошлом своего императора не пожалели, то что же они могут позволить себе в отношении простых граждан какого-нибудь Люксембурга, если те заберутся в такую даль...

 

Второй фактор определен географической спецификой Урала, а потому существует объективно, вне зависимости от человека и вместе с тем именно благодаря человеку, которого всяческие границы как некие символы всегда интересовали и будут интересовать. Кстати, в только что увидевшем свет путеводителе по Свердловской области знаменитой серии «Ле Пти Фюте», который сегодня будет представлен на вы­ставке «Урал. Туризм. Спорт», открывающейся в Уралэкспоцентре, этот фактор отражен в полной мере.

 

Массовый интерес к границе частей света — в том числе и к ее участку, проходящему в пределах муниципального образования «Город Екатеринбург» — сложился давно и, без вся кого сом нения, существует и сегодня. Горожане хорошо осведомлены о своеобразии географического положения Екатеринбурга, знают о наличии обелиска под Первоуральском, в меньшей степени — о других пограничных столбах.

 

Но этот интерес в известной степени является спонтанным, недооформленным — проще говоря, практически никто не работает над его развитием, не задумывается над возможными результатами его удовлетворения, а также о той пользе, которую можно было бы извлечь из его реализации.

 

Следует признать, что необходимо формировать своеобразный имидж границы, он должен постоянно присутствовать в общем имидже города Екатеринбурга, а также Среднего Урала в целом. Нужно создать целую идеологию, обозначить традицию, обрядовость: у нас так принято, здесь так положено. Принято и положено посещать границу Европы и Азии. У нас такое правило: правило проводить на этой границе праздничные и иные мероприятия, вывозить туда своих гостей, друзей, родных. При этом ничего уж совсем нового придумывать не нужно, ведь новое является хорошо забытым старым.

 

Вспомним: было время, когда к упомянутому обелиску под Первоуральском ездили свадебные поезда, группы школьников, отмечавшие свой последний звонок. Я сам, учась в школе, ездил туда со своими одноклассниками — именно на последний звонок. Этот обелиск был символом, который хотя бы один раз посетило большинство жителей Свердловска — и это при том. что Первоуральск находится не так уж близко и сейчас, а тогда — в 1970-е гг. — он отстоял от областного центра еще дальше (я имею в виду тот факт, что у свердловчан было несопоставимо меньше личных автомобилей, чем у екагеринбуржцев). Но сегодня туда ездят крайне редко: там грязно, негде поставить машину, нет инфраструктуры — вся она представлена убогим грибком и не к месту поставленным турником.

 

Можно сколько угодно спорить о том, вырос или, наоборот, упал жизненный уровень населения, но отрицать возросший уровень потребностей (по крайней мере, представителей так называемого «среднего класса», время от времени посещающих развитые в туристическом отношении страны) было бы неверно.

Итак, интерес был, сохраняется, есть основания рассчитывать на его оживление. Вместе с тем, знаковое. символическое оформление великой границы на сегодняшний день ниже всякой критики. Я уже говорил о Первоуральском обелиске. Но это еще относительно приличный уровень оформления. Представим себе: турист решает посетить голубую жемчужину Среднего Урала — озеро Таватуй и отдохнуть (иногда принимая одновременно участие в деловом мероприятии) в знаменитом комплексе «Зеленый Мыс» под Новоуральском, он от Билимбая едет практически по самой границе частей света. Чем запомнится ему эта граница? Высоковольтной линией у населенного пункта под названием Починок и жутковато-убогим пограничным столбиком, который вообще никак не воспринимается и больше похож на место упокоения останков пьяного тракториста.

 

Значит, нужно символически оформить границу — и сделать это в достойном виде. Достойном и ве­ликой границы, и великой страны, Большого Урала, и его столицы. Достойном великого человеческого интереса и той большой материальной отдачи, которую этот интерес в состоянии принести — конечно же, в том случае, если он будет продуманно организован и реализован.

 

Екатеринбург должен ассоциироваться с неким знаковый архитектурным решением — как Париж с Эйфелевой башней, Санкт-Петербург с разводными мостами, Лондон с Биг Беном. Мне могут возразить: мол, это проверенные временем символы. Я возражу в ответ: есть и совершенно новые. Например, колесо обозрения в Лондоне, построенное специально к встрече миллениума. Его планировалось затем убрать — но его успех оказался настолько велик, что оно осталось и уже превратилось в очередной неотъемлемый атрибут Лондона. Или атрибуты другого великого города — как стало их не хватать после трагических событий 11 сентября 2001 года, когда они в считанные минуты исчезли. Или — не будем о грустном — с размахом построенная в тех же США, но не в Нью-Йорке, а в куда менее великом Сент-Луисе арка «Ворота на Запад» размером с небоскреб. Так и напрашивается тезис о целесообразности возведения в далеком от Миссисипи Екатеринбурге «Ворот на Восток».

 

Достойно оформить границу тем более необходимо, что прошедший в начале текущего года научный семинар, в котором участвовали географы, историки, культурологи, краеведы авторитетно подтвердил:

великая граница трижды пересекает участок Московского тракта между Первоуральском и Екатеринбургом, она также проходит через муниципальное образование «Город Екатеринбург» в западной его части. Примечательно, что западный въезд в наш город является наиболее цивилизованным, обустроенным из всех существующих «ворот» в город. Красивый сосновый лес, отсутствие всякого мусора, а также складов, пакгаузов и промышленных зон — из леса сразу въезжаешь в район многоэтажной застройки на улице Металлургов. Рукой подать до городского центра, направо уходит выезд на объездную дорогу — удобная транспортная схема уже существует.

 

Выезжая из Екатеринбурга в западном направлении, турист минует известный мемориал жертвам репрессий 30-х гг. А на 14-м километре к западу от Екатеринбурга (уже на 14-м, всего на 14-м !!!) он в первый раз пересекает границу частей света. Тут же. не где-нибудь, а в этом же самом месте — знакомая всем горожанам, любящим активный отдых, транспортная развязка с выездами к озерам Глухое (на юг) и Песчаное (на север). Буквально рядом не нами придуманные, а давно облюбованные горожанами места рекреации — те же Глухое, Песчаное, а также Чертово Городище, Чусовая, Пал кино, Решеты, Северка. Относительно недалеко от этих мест находится Ганина Яма — со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Далее на запад — гора Волчиха, еще далее — горнолыжные комплексы под Ревдой и Первоуральском.

 

Наконец, эта позиция на карте с учетом близости окружной дороги, которая со временем превратит­ся в кольцевую, может служить базовым пунктом для путешествий:

• в южном направлении (в Сысерть. Полевской — к бажовским местам), в т.н. «уральскую Швейцарию» — северную часть соседней Челябинской области (ггыштым, Куса, Сатка. Усть-Катав. Катав-Ивановск. Аша. Миасс);

• в северном направлении (на озеро Таватуй. в Невьянск. Быньги. Нижний Тагил, Черноисто-чинск, Висим, Верхотурье);

• в западном направлении (в Бисерть, Нижние Серги, Красноуфимск):

• в восточном и северо-восточном направлении (в Сухой Лог. Ирбит, Алапаевск). Наконец, Московский тракт, по которому шло. идет и будет идти безостановочное движение с запа­да на восток и с востока на запад - этот тракт и сам по себе является символом, знаком. Символом Рос­сии — великой евразийской державы, ее осью, если хотите.

 

Что нужно? Англоязычные подстрочники под указателями, приветствия «Welcome to Europe-.

«Welcome to Asia» (как в том же Стамбуле), линия границы, проведенная прямо по тракту — как проме­жуточный финиш, который пересекают автомобили и люди (это, пожалуй, поинтереснее, чем линия Берлинской стены на асфальте столицы Германии). Возможно, выдача оригинальных грамот (сертификатов), удостоверяющих пересечение границы (как при пересечении экватора).

 

Соответствующая информация по бортовому радио авиалайнеров и поездов. Включение факта прохождения здесь великой границы и ее знаковой специфики во все мыслимые и немыслимые путеводители и справочники. Не­пременно — и в иностранные.

Чего же еще не хватает? Конечно же, само по себе архитектурное, символическое решение необхо­димо — но вряд ли достаточно. На границе Европы и Азии нужно создать целый досуговый комплекс. Этот комплекс нужен всем — и туристам, и горожанам, и школе, и руководителям предприятий.

Известно, что для успешного планирования туризма необходимы оценка потенциальных возможностей местности и определение компонентов, необходимых для развития туризма. Этими компонентами являются:

• достопримечательности и формы организации досуга — места для посещения и то, чем туристы могли бы заняться во время своего пребывания;

• инфраструктура приема и услуги — места для размещения и питания;

• транспортная инфраструктура и обслуживание — возможность добраться в туристскую или иную местность и передвигаться внутри нее по суше, по воздуху или воде;

• базовая инфраструктура — водоснабжение, электричество, канализация, телекоммуникации;

• организация поездок — турагенты и гиды;

• наличие службы туристской информации с рекомендациями для туристов. Вероятно, в отдаленной перспективе здесь должны появиться и конференц-холл, и гостиница, и предприятия индустрии развлечений.

 

Но в ближайшем будущем, которое должно «застолбить» факт прохождения и цивилизованной обустроенности границы именно здесь, инфраструктура комплекса «Европа — Азия» представляется в следующем виде:

• музей или музеи (в т.ч. и под открытым небом);

• магазины, торгующие сувенирной продукцией, включая и товары с соответствующей символикой;

• предприятия общественного питания с соответствующей кухней, отражающей кулинарную спе­цифику Европы, Азии, Урала;

• указатели (в т.ч. и на английском языке) с обозначением широты и долготы данной точки, а также расстояний до известных географических пунктов (до Нью-Йорка, Лондона, Северного полюса, Москвы, Владивостока и т.д.);

• часы оригинальной" коне" -;укции с указанием времени в различных часовых поясах;

• артезианские скважины, i пробуренные в месте прохождения границы (вот вода из Европы, вот из Азии, а вот — прямо с границы);

автопаркинг;

• место для массовых акции, своеобразная «пограничная поляна».

Уточню первый и последний пункты этого перечня.

Первый — музей или музеи. Относительно направленности музейной экспозиции должны опреде­литься специалисты, но уже сейчас можно предположить, что комплекс мог бы украсить любой из перечисленных ниже музейных вариантов:

• музей границы:

• музей тракта:

• музей европейцев в Азии м азиатов в Европе:

• музей иностранцев (в первую очередь - немцев) на Урале;

• музей этнофафический, где можно отразить элементы облика

первобытных поселений (сравнительно неподалеку имеются уникальные археологические па­мятники в Палкино, на Аятском озере);

поселений угорских племен и тюркоязычных кочевников южного Урала;

• деревянной сельской и поселковой архитектуры «уральского стиля» (со времен русской колони

зации на Урале строились подворья, не менее колоритные, чем на Беломорье);

• уральских казачьих станиц;

• горнозаводских поселков.

Второй — «пограничная поляна». Хорошо спланированное место под открытым небом, с возможностью быстрого развертывания пунктов массового питания, оборудованное каким-то подобием сцены и. конечно, туалетами.

Здесь можно и нужно проводить:

• спортивные соревнования (отсюда могут стартовать или здесь могут заканчиваться эстафеты и пр.);

• массовые гулянья, фестивали, праздники (в т.ч. Масленица, новогодняя елка, карнавалы, конкурсы ледяных скульптур и т.д.);

• концерты (и фольклорной, и современной популярной музыки).

 

Это должно быть безопасное место, куда можно приехать с друзьями, с семьей, с гостями — и где не будет толп пьяных, сквернословящих, агрессивных подростков, как случается сплошь и рядом. Люди, имеющие автомобили, имеют и деньги; они готовы их потратить — но в цивилизованном и безопасном месте.

Такая «поляна» могла бы со временем превратиться в известный и региону, и миру многофункциональный культурно-досуговый комплекс, уникальную природно-географическую зону, достойную визитов гостей самого высокого ранга.