А. В. Умников директор туриапской
компании «Променад»
Программа развития въездного туризма в Екатеринбурге:
потенциальные объекты инфраструктуры комплекса «Европа — Азия»
Уважаемые
участники конференции!
Без малого два года назад
мне довелось участвовать в разработке Концепции развития въездного туризма в
Екатеринбурге. Группа экспертов проанализировала специфику нашего города —
историческую,
культурную, географическую,
климатическую, природно-ландшафтную, экологическую, экономическую и
политико-административную. Именно тогда мы пришли к выводу, что приоритетными
направлениями эволюции туризма в городе являются такие его виды, как:
• деловой;
• конгрессно-выставочный;
• транзитный;
• научный (включая познавательный и образовательный);
• спортивный.
Тогда же аналитики
резюмировали, что среди наиболее важных элементов аттракти
внести Екатеринбурга, т.е. его привлекательности, выделяются два знаковых
фактора:
• Екатеринбург — город, где в июле 1918 г. были
расстреляны последний российский император Николай II и его семья, ныне
причисленные клику святых Русской православной церкви;
• Екатеринбург — город, расположенный на границе
Европы и Азии. Уже этим он представляет значительный интерес для туристов
(экскурсия к обелиску Европа — Азия является одной из популярнейших среди
гостей города).
Замечу, что первый из этих факторов
обусловлен историческим прошлым и в известной степени способствует не вполне
позитивному восприятию облика города неподготовленным сознанием. В самом деле,
место беззаконной казни по определению должно быть угрюмым, отдаленным,
пугающим и какбы наводящим на мысль: если они в
обозримом прошлом своего императора не пожалели, то
что же они могут позволить себе в отношении простых граждан какого-нибудь
Люксембурга, если те заберутся в такую даль...
Второй фактор определен
географической спецификой Урала, а потому существует объективно, вне
зависимости от человека и вместе с тем именно благодаря человеку, которого всяческие
границы как некие символы всегда интересовали и будут
интересовать. Кстати, в только что увидевшем свет путеводителе по Свердловской
области знаменитой серии «Ле Пти
Фюте», который сегодня будет представлен на выставке
«Урал. Туризм. Спорт», открывающейся в Уралэкспоцентре,
этот фактор отражен в полной мере.
Массовый интерес к границе частей света — в том числе
и к ее участку, проходящему в пределах муниципального образования «Город
Екатеринбург» — сложился давно и, без вся кого сом нения, существует и сегодня. Горожане хорошо
осведомлены о своеобразии географического положения Екатеринбурга, знают о
наличии обелиска под Первоуральском, в меньшей степени — о других пограничных
столбах.
Но этот интерес в известной степени является
спонтанным, недооформленным — проще говоря, практически никто не работает над
его развитием, не задумывается над возможными результатами его удовлетворения,
а также о той пользе, которую можно было бы извлечь из его реализации.
Следует признать, что необходимо формировать
своеобразный имидж границы, он должен постоянно присутствовать в общем имидже города Екатеринбурга, а также Среднего Урала в
целом. Нужно создать целую идеологию, обозначить традицию, обрядовость: у нас
так принято, здесь так положено. Принято и положено посещать границу Европы и
Азии. У нас такое правило: правило проводить на этой границе праздничные и иные
мероприятия, вывозить туда своих гостей, друзей, родных. При
этом ничего уж совсем нового придумывать не нужно, ведь новое является хорошо
забытым старым.
Вспомним: было время, когда к упомянутому обелиску под
Первоуральском ездили свадебные поезда, группы школьников, отмечавшие свой
последний звонок. Я сам, учась в школе, ездил туда со своими одноклассниками —
именно на последний звонок. Этот обелиск был символом, который хотя бы один раз
посетило большинство жителей Свердловска — и это при том.
что Первоуральск находится
не так уж близко и сейчас, а тогда — в 1970-е гг. — он отстоял от областного
центра еще дальше (я имею в виду тот факт, что у свердловчан было несопоставимо
меньше личных автомобилей, чем у екагеринбуржцев). Но
сегодня туда ездят крайне редко: там грязно, негде поставить машину, нет
инфраструктуры — вся она представлена убогим грибком и не к месту поставленным
турником.
Можно сколько угодно спорить о том, вырос или,
наоборот, упал жизненный уровень населения, но отрицать возросший уровень
потребностей (по крайней мере, представителей так называемого «среднего
класса», время от времени посещающих развитые в туристическом отношении страны)
было бы неверно.
Итак,
интерес был, сохраняется, есть основания рассчитывать на его оживление. Вместе
с тем, знаковое. символическое
оформление великой границы на сегодняшний день ниже всякой критики. Я уже говорил
о Первоуральском обелиске. Но это еще относительно приличный уровень
оформления. Представим себе: турист решает посетить голубую жемчужину Среднего
Урала — озеро Таватуй и отдохнуть (иногда принимая
одновременно участие в деловом мероприятии) в знаменитом комплексе «Зеленый
Мыс» под Новоуральском, он от Билимбая
едет практически по самой границе частей света. Чем запомнится ему эта граница?
Высоковольтной линией у населенного пункта под названием Починок и
жутковато-убогим пограничным столбиком, который вообще никак не воспринимается
и больше похож на место упокоения останков пьяного тракториста.
Значит, нужно символически оформить
границу — и сделать это в достойном виде. Достойном и
великой границы, и великой страны, Большого Урала, и его столицы. Достойном
великого человеческого интереса и той большой материальной отдачи, которую этот
интерес в состоянии принести — конечно же, в том случае, если он будет
продуманно организован и реализован.
Екатеринбург должен ассоциироваться с
неким знаковый архитектурным решением — как Париж с
Эйфелевой башней, Санкт-Петербург с разводными мостами, Лондон с Биг Беном. Мне могут возразить: мол, это проверенные
временем символы. Я возражу в ответ: есть и совершенно новые.
Например, колесо обозрения в Лондоне, построенное специально к встрече
миллениума. Его планировалось затем убрать — но его
успех оказался настолько велик, что оно осталось и уже превратилось в очередной
неотъемлемый атрибут Лондона. Или атрибуты другого великого
города — как стало их не хватать после трагических событий 11 сентября
2001 года, когда они в считанные минуты исчезли. Или — не
будем о грустном — с размахом построенная в тех же США, но не в Нью-Йорке, а в
куда менее великом Сент-Луисе арка «Ворота на Запад» размером с небоскреб.
Так и напрашивается тезис о целесообразности возведения в далеком от Миссисипи
Екатеринбурге «Ворот на Восток».
Достойно оформить границу
тем более необходимо, что прошедший в начале текущего года научный семинар, в
котором участвовали географы, историки, культурологи, краеведы авторитетно
подтвердил:
великая
граница трижды пересекает участок Московского тракта между Первоуральском и
Екатеринбургом, она также проходит через муниципальное образование «Город
Екатеринбург» в западной его части. Примечательно, что западный въезд в наш
город является наиболее цивилизованным, обустроенным из всех существующих
«ворот» в город. Красивый сосновый лес, отсутствие всякого мусора, а также
складов, пакгаузов и промышленных зон — из леса сразу въезжаешь в район
многоэтажной застройки на улице Металлургов. Рукой подать до городского центра,
направо уходит выезд на объездную дорогу — удобная транспортная схема уже
существует.
Выезжая из
Екатеринбурга в западном направлении, турист минует известный мемориал жертвам
репрессий 30-х гг. А на 14-м километре к западу от Екатеринбурга (уже на 14-м,
всего на 14-м !!!) он в первый раз пересекает границу
частей света. Тут же. не
где-нибудь, а в этом же самом месте — знакомая всем горожанам, любящим активный
отдых, транспортная развязка с выездами к озерам Глухое (на юг) и Песчаное (на
север). Буквально рядом не нами придуманные, а давно облюбованные горожанами
места рекреации — те же Глухое, Песчаное, а также Чертово Городище, Чусовая,
Пал кино, Решеты, Северка.
Относительно недалеко от этих мест находится Ганина Яма — со всеми вытекающими
отсюда обстоятельствами. Далее на запад — гора Волчиха, еще далее — горнолыжные
комплексы под Ревдой и Первоуральском.
Наконец, эта позиция на карте с
учетом близости окружной дороги, которая со временем превратится в кольцевую, может служить базовым пунктом для путешествий:
• в южном
направлении (в Сысерть. Полевской — к бажовским местам), в т.н.
«уральскую Швейцарию» — северную часть соседней Челябинской области (гг.Кыштым, Куса, Сатка. Усть-Катав. Катав-Ивановск. Аша.
Миасс);
• в северном
направлении (на озеро Таватуй. в Невьянск. Быньги. Нижний Тагил, Черноисто-чинск, Висим,
Верхотурье);
• в западном направлении (в Бисерть,
Нижние Серги, Красноуфимск):
• в восточном и
северо-восточном направлении (в Сухой Лог. Ирбит, Алапаевск). Наконец, Московский тракт, по которому шло. идет и будет идти безостановочное
движение с запада на восток и с востока на запад - этот тракт и сам по себе
является символом, знаком. Символом России — великой евразийской державы, ее
осью, если хотите.
Что нужно? Англоязычные
подстрочники под указателями, приветствия «Welcome to Europe-.
«Welcome to Asia» (как в том же Стамбуле), линия
границы, проведенная прямо по тракту — как промежуточный финиш, который
пересекают автомобили и люди (это, пожалуй,
поинтереснее, чем линия Берлинской стены на асфальте столицы Германии).
Возможно, выдача оригинальных грамот (сертификатов), удостоверяющих пересечение
границы (как при пересечении экватора).
Соответствующая
информация по бортовому радио авиалайнеров и поездов. Включение факта
прохождения здесь великой границы и ее знаковой специфики во все мыслимые и
немыслимые путеводители и справочники. Непременно — и в иностранные.
Чего же еще
не хватает? Конечно же, само по себе архитектурное, символическое решение
необходимо — но вряд ли достаточно. На границе Европы и Азии нужно создать
целый досуговый комплекс. Этот комплекс нужен всем —
и туристам, и горожанам, и школе, и руководителям предприятий.
Известно, что
для успешного планирования туризма необходимы оценка потенциальных возможностей
местности и определение компонентов, необходимых для развития туризма. Этими
компонентами являются:
• достопримечательности и формы
организации досуга — места для посещения и то, чем туристы могли бы заняться во
время своего пребывания;
• инфраструктура приема и услуги — места для
размещения и питания;
• транспортная инфраструктура и
обслуживание — возможность добраться в туристскую или иную местность и
передвигаться внутри нее по суше, по воздуху или воде;
• базовая инфраструктура — водоснабжение,
электричество, канализация, телекоммуникации;
• организация поездок — турагенты
и гиды;
• наличие службы туристской
информации с рекомендациями для туристов. Вероятно, в отдаленной перспективе здесь
должны появиться и конференц-холл, и гостиница, и
предприятия индустрии развлечений.
Но в ближайшем будущем, которое
должно «застолбить» факт прохождения и цивилизованной обустроенности
границы именно здесь, инфраструктура комплекса «Европа — Азия» представляется в
следующем виде:
• музей или музеи (в т.ч. и
под открытым небом);
• магазины, торгующие сувенирной продукцией, включая и
товары с соответствующей символикой;
• предприятия общественного питания с
соответствующей кухней, отражающей кулинарную специфику Европы, Азии, Урала;
• указатели (в
т.ч. и на английском языке) с обозначением широты и
долготы данной точки, а также расстояний до известных географических пунктов
(до Нью-Йорка, Лондона, Северного полюса, Москвы, Владивостока и т.д.);
• часы оригинальной"
коне" -;укции с указанием времени в различных
часовых поясах;
• артезианские скважины, i пробуренные в месте прохождения границы (вот вода из Европы,
вот из Азии, а вот — прямо с границы);
• автопаркинг;
• место для массовых акции, своеобразная «пограничная поляна».
Уточню первый и последний
пункты этого перечня.
Первый —
музей или музеи. Относительно направленности музейной экспозиции должны определиться
специалисты, но уже сейчас можно предположить, что комплекс мог бы украсить
любой из перечисленных ниже музейных вариантов:
• музей границы:
• музей тракта:
• музей европейцев в Азии м
азиатов в Европе:
• музей иностранцев (в первую очередь - немцев) на
Урале;
• музей этнофафический, где
можно отразить элементы облика
первобытных поселений (сравнительно неподалеку имеются уникальные
археологические памятники в Палкино, на Аятском озере);
поселений
угорских племен и тюркоязычных кочевников южного
Урала;
•
деревянной сельской и поселковой архитектуры «уральского стиля» (со времен русской
колони
зации на Урале строились подворья, не менее колоритные, чем
на Беломорье);
• уральских казачьих станиц;
• горнозаводских поселков.
Второй —
«пограничная поляна». Хорошо спланированное место под открытым небом, с
возможностью быстрого развертывания пунктов массового питания, оборудованное
каким-то подобием сцены и. конечно, туалетами.
Здесь можно и нужно
проводить:
• спортивные соревнования
(отсюда могут стартовать или здесь могут заканчиваться эстафеты и пр.);
• массовые гулянья, фестивали, праздники (в т.ч. Масленица, новогодняя
елка, карнавалы, конкурсы ледяных скульптур и т.д.);
• концерты (и фольклорной, и
современной популярной музыки).
Это должно
быть безопасное место, куда можно приехать с друзьями, с семьей, с гостями — и
где не будет толп пьяных, сквернословящих, агрессивных подростков, как
случается сплошь и рядом. Люди, имеющие автомобили, имеют и деньги; они готовы
их потратить — но в цивилизованном и безопасном месте.
Такая
«поляна» могла бы со временем превратиться в известный и региону, и миру
многофункциональный культурно-досуговый комплекс, уникальную природно-географическую зону, достойную визитов
гостей самого высокого ранга.